VOODOO-2

Вот этот графичский ускоритель, подареный UFO, есть в нашем музее!

Итак, 3Dfx.

Каким же образом эта карточка работает? Все очень просто. Для примера рассмотрим карту Diamond Monster 3D, выпускаемую фирмой Diamond Multimedia. Эта карта вставляется в PCI-слот вашего компьютера (кстати, работает она только на современных пентиумных материнских платах - на 486 компьютерах и на старых Pentium-платах, типа Pentium 60 она не заработает), и в нее вставляется шнур от монитора. А от нее к видеокарте идет так называемый passthrough-cable. Когда происходит вывод обычного изображения, карта 3Dfx бездействует. В тот момент, когда программа посылает команду карте 3Dfx на включение, обычная видеокарточка просто показывает последний экран перед включением 3Dfx (например, desktop Windows 95), а вывод основного изображения берет на себя 3Dfx. Для этого у нее есть два процессора, обрабатывающих изображение, и своя собственная оперативная память. Такой метод дает еще один плюс - вы можете использовать в паре с 3Dfx любую видеокарту.

Почему же игра, использующая эту карту, начинает идти так быстро - быстрее, чем даже на Pentium 200 с обычной видеокартой? Потому, что основные процедуры обсчета изображений 3Dfx реализует аппаратно - что по понятным причинам, происходит гораздо быстрее.

В основном, 3Dfx занимается просчетом двух главных задач - один процессор занят процедурой z-buffer, в то время, как второй - наложением текстур. Полученную картинку карта сама и выводит на монитор. В результате, игре остается только давать несложные команды на обсчет, и представлять структуру виртуального мира в целом.

Описание видеочипа Voodoo2

Время шло, и второе поколение 3D акселераторов ждало своей очереди. Но нужен был чип, который бы ознаменовал собой начало второго поколения. Voodoo2 был таким чипом. Не рассматривая HI-END акселераторы, можно сказать, что все 3D чипы до появления Voodoo2 являлись "узким местом" в графической системе. Процессора слихвой хватало на то, чтобы загрузить видеокарту данными и обрабатывать что-либо ещё. С появлением Voodoo2 ситуация изменилась. Благодаря улучшеной архитектуре и большей скорости заполнения (fillrate), Voodoo2 опережает по скорости все компоненты системы, и теперь впервые процессор стал "узким местом" компьютера. В системных требованиях Voodoo2-акселераторов указывается Pentium2. Чтобы почувствовать разницу в скорости между разрешениями 640х480 и 800х600 нужно использовать P2-266, а если включить два Voodoo2 в SLI режим, то и P2-350 будет недостаточно. Это всё заявления разработчиков. Рассмотрим же подробнее Voodoo2.

Как и Voodoo Graphics, Voodoo2 представляет собой набор из, как минимум, трёх чипов - два TMU и один FBI. Засчёт использования двух текстурных модулей становится возможным мультитекстурирование - наложение двух текстур на один пиксель за такт. Voodoo2 работает на частоте 90 MHz. Из этого следует, что скорость заполнения составляет 90 Mpixels/sec. Без мультитекстурирования. Максимальная скорость обработки - 3 000 000 полигонов в секунду. Как можно видеть, запас большой. Достаточный, для того, чтобы самый быстрый в то время процессор не смог полностью загрузить акселератор. Улучшеная архитектура позволяла достигнуть значений ширины пропускания видеопамяти в 2.2 Гб/сек. Скорость вывода на экран - 90 МPixels/sec без мультитекстурирования и 180 MPixels/sec в режиме мультитекстурирования. Этой скорости более чем достаточно для работы в разрешениях до 1024х768. Благодаря поддержке мультитекстурирования стала возможной функция BumpMapping. Однопроходное выполнение BumpMapping, бесспорно должно было поднять качество игр, расчитанных на Voodoo2 на качественно новый уровень. Вопрос был в том, сможет ли 3dfx реализовать поддержку BumpMapping в драйверах.

Поддержка разрешений до 1024х768. Это несомненный прорыв по сравнению с предыдущей серией Voodoo. Теперь владельцы 15" мониторов могут наслаждаться 3D в выскоких разрешениях. Правда, один Voodoo2 может работать в 1024х768 с отключенным аппаратным z-buffer, что портит качество картинки. Некоторые умельцы заставляли работать Voodoo2 и в более высоких разрешениях, но скажу честно - я не представляю, как такое может быть. По прежнему отсутствовал аппаратный рендеринг в окне. Но если чипам Voodoo Graphics это прощалось, то для Voodoo2 это уже серьёзный недостаток. Всё больше появляется простеньких игр, демонстрационных программ, работающих только в оконном режиме. И всё больше людей хотят направить мощь Voodoo2 на работу в профессиональных приложениях, требующих исключительно оконный режим.

Как и Voodoo Graphics, Voodoo2 подключается к 2D видеокарте при помощи Pass-Through коннекторов. Поддержка до 12 Мб EDO DRAM. 175 MHz RAMDAC улучшал качество изображения и позволял выставить приемлемую частоту обновления кадров вплоть до разрешения 1024х768 В чипе Voodoo2 была реализована трилинейная фильтрация. Это очень сильно повысило качество выводимой картинки. Теперь претензии по качеству можно было бы забыть, если бы не 16-битный цвет. Поддержка только 16-битного цвета. Недостаток, который 3dfx просто не желала исправлять. Любителям поиграть в truecolor приходилось либо отвыкать от этой привычки, либо искать себе другой акселератор. Поддержка PCI и AGP шины. Такая большая мощность Voodoo2 требовала передачи большого количества данных. И чем выше было рабочее разрешение, тем сильнее загружалась системная шина. Конечно, это не было проблемой, если в компьютере использовался медленный процессор. Но если использовался мощный процессор Pentium2, или K6-2, то можно было столкнуться с недостаточной скоростью PCI шины.

Именно для этих случаев и была введена поддержка новой шины AGP в Voodoo2. Но при установке в систему AGP акслереатора на Voodoo2 пользователь не получал никаких преимуществ перед аналогичным PCI вариантом кроме того, что освобождался один, или два PCI слота. К сожалению, как и возможность SLI в Voodoo Graphics, поддержка AGP не была реализована производителями акселераторов. Но опять же Quantum3D выпустил AGP версию акселератора на Voodoo2. Это позволяло сэкономить два PCI слота в системе. Но такой акселератор нельзя было использовать с AGP видеокартой, её просто некуда было бы подключать.

Качество

Качество выводимой картинки было существенно лучше, чем у Voodoo Graphics и Voodoo Rush. Причиной тому был 175MHz RAMDAC, поддержка трилинейной фильтрации и просто новый дизайн печатных плат. Засчёт дополнительных шнуров, используемых при установке Voodoo2, по прежнему портилось качество 2D картинки, но уже не так сильно, как это было в Voodoo Graphics.

Драйвера и поддержка

Что можно сказать про 3dfx? Не то, чтобы ошибки ничему не научили эту фирму… Скорее, 3dfx просто не хотела признавать их. По прежнему не было аппаратной поддержки рендеринга в окне. Что касается API, то здесь была просто отличная поддержка DirectX всех версий. Никаких проблем, никаких глюков. По прежнему не было нормального OpenGL ICD драйвера. Voodoo2 работал с OpenGL играми посредством минипортов. А это ограничивало применение всей мощи Voodoo2 только играми. Однако, ко времени выхода Voodoo2 игровой рынок не располагал достаточным разнообразием OpenGL игр. И тратить дополнительные средства на разработку нормального OpenGL было бессмысленно. И правда, что терял пользователь без поддержки OpenGL? Не могли запускаться профессиональные OpenGL программы и тесты? Но им нужен был рендеринг в окне. Не могли запускаться OpenGL скринсейверы? Да кому от этого будет плохо? Ведь Voodoo2 не просто игровой акселератор, это - лучшее, что есть на рынке. И ему нет конкурентов. И зачем тогда напрягаться на OpenGL драйвер? Ведь OpenGL игры прекрасно работают через минипорты. Поддержка Glide, родного стандарта Voodoo2 тоже была некачественной. Дело в том, что Voodoo2 поставлялся с принципиально новой версией Glide (Glide 2.0), не совместимой с предыдущей. Точнее, те игры, которые писались под Voodoo Graphics могли просто не работать под Voodoo2. И такие игры были. Вот почему геймерам не советовали спешить с покупкой Voodoo2. Надо было дождаться патчей и апдейтов. Что же насчёт драйверов, то 3dfx поставляла референсные драйвера для фирм-производителей. Те, в свою очередь, добавляли в них свои настройки и закладки. В драйверах имелась возможность разгона, настройки видеорежимов и многое другое.

Скорость, разгон и стабильность

Voodoo2 опережал своего предшественника - Voodoo Graphics в два раза по скорости заполнения. Надо ли говорить, что Voodoo2 был абсолютным чемпионом скорости? Но рекордную скорость можно было увеличить, установив две платы Voodoo2 в SLI режим. Нужна ли была такая скорость? Ответ один - нужна. Для того, чтобы на протяжении долгого времени оставаться непревзойдённым. Для того, чтобы однажды установив в компьютер один, или два Voodoo2, можно было бы более чем на два года забыть об апгрейде видеосистемы. Но для истинных любителей скорости этого было мало. Именно для них в драйверах был пункт "разгон". Voodoo2 можно было разогнать со стандартных 90 МГц до 100 МГц. Реально акселераторы на базе Voodoo2 работали на частоте не выше 95 МГц. Здесь стоит сказать, что Voodoo2 - очень горячий продукт. Больше всего у него греется FBI - чип, отвечающий за рендеринг. И если в номинальном режиме Voodoo2 работает стабильно, то при разгоне его надо охлаждать. Некоторые производители поставляли свои акселераторы с уже установленными радиаторами и вентиляторами. На таких акселераторах удавалось добиться большего.

Рассмотрим акселераторы, выполненные на базе Voodoo2

Первыми двумя акселераторами, анонсированными на Voodoo2 были Diamond Monster 3D II и Creative 3D Blaster Voodoo2. Однако, первым свет увидел именно продукт от Creative. Ничем примечательным этот акселератор не выделяется, так как использует референсный дизайн от 3dfx. На нём установлено 12 мегабайт памяти, разъём для подключения второго акселератора. На панельке можно видеть два голубых разъёма для подключения к 2D видеокарте и монитору. В целом, ничего особенного. Creative-вские драйвера не имеют функций для разгона, так что приходится пользоваться отдельными утилитами, или другими драйверами. При установленном этом акселераторе вам придётся работать в 2D разрешениях вплоть до 1600х1200, так как потери качества очень велики. При установке 1280х1024 приходится переключаться на больший размер шрифта, чтобы можно было нормально работать и читать текст. Виной всму замыливание изображения.

Diamond Monster 3D II

Этот акселератор вышел после Creative 3D Blaster Voodoo2, но он также имеет референсный дизайн. Уже знакомая каждому и раскрученная марка Diamond Monster обещала самые радужные перспективы продажи этих акселераторов в России. И как прежде, Monster 3D II ассоциировался с Voodoo2 и наоборот.

Diamond Monster 3D II

Если сравнивать эту плату с Креативовской, то различия видны лишь в цвете печатной платы и коннекторов. По умолчанию акселератор работает на частоте 92MHz. Драйвера позволяют изменять частоту от 90МГц до 95МГц. При установке этого акселератора качество в 2D может удовлетворять вас в разрешениях вплоть до 1280х1024. Однако, в 1600х1200 работать уже невозможно.

Hercules Stingray 2

Этот акселератор также базируется на референсном дизайне от 3dfx. Отличительная особенность его в том, что здесь чип рендеринга снабжён приклеенным радиатором. Номинальная частота - 93 MHz, в драйверах её изменить нельзя. Качество 2D ухудшается с разрешения 1152х864.

Hercules Stingray 2

Существует вариант этой карты Hercules Stingray 2/TV с встроенным TV выходом. Это даёт возможность наслаждаться играми на телевизоре. Очень необходимая возможность, учитывая разницу в цене. Лично меня - хлебом не корми, дай поиграться в Quake на телевизоре.

Canopus Pure3D 2

Этот акселератор имеет отличный от референсного дизайн. Часть видеопамяти размещена на обратной стороне платы. Кроме этого, на чипе рендеринга установлен вентилятор, дающий немного свежего холодного воздуха. Как можно видеть, плата короче большинства Voodoo2 плат.

Canopus Pure3D 2

На её панели нет стандартного разъёма для подключения к 2D видеокарте. Дело в том, что 2D видеокарта подключается к Pure3D 2 посредством штекера, напоминающего S-Video. Акселератор имеет TV выход и очень высокую стоимость, что делает его недоступным большинству простых пользователей.

Quantum3D Obsidian 200Sbi-8440

Вот это уже настоящий монстр! Ни о каком референсном дизайне не может быть и речи. Два Voodoo2 на одной плате с 24 мегабайтами памяти! Преимущество налицо - экономия PCI слота. Недостаток - большой размер акселератора, из-за чего он поставится не на все материнские платы и высокая цена.

Quantum3D Obsidian 200Sbi-8440

На карте имеется TV-выход, так что можно смело играть в любимые игры на телевизоре.

Quantum3D Mercury

Quantum3D Mercury

Mercury - это четыре видеокарты Obsidian 200SBi, соединённые вместе через плату AAlchemy (не путать с графическими системами AAlchemy3 и AAlchemy4). Она видна сверху - с зелёным радиатором. На каждый чип Voodoo2 поставлен радиатор для лучшего охлаждения. В итоге мы получаем:

1) 8 наборов чипов Voodoo2;
2) 96 Мегабайт EDODRAM;
3) поддержку SyncLock и SwapLock для обеспечения точной синхронизации;
4) Fillrate 180 Mpixels/sec. с использованием трилинейной фильтрации и Mip-Mapping;
5) поддержку Full Scene Anti-Aliasing 2х2;
6) 135MHz RAMDAC с аналоговым выходом;
7) разрешения от 640х480 до 1024х768.

Quantum 3D Mercury применялась для обучения, тренировки в воздушных, наземных и морских симуляторах. Возможны и другие объединения на базе voodoo3(Ventana3) и voodoo2(Quantum3D Obsidian 200SBi-8440) до 32 чипов.

По Voodoo2 можно сделать следующие выводы: абсолютный чемпион своего времени. Цена на акселераторы на Voodoo2 была изначально завышена, но они того стоили. Поддержка OpenGL только при помощи минипортов, отсутствие поддержки больших текстур и 32-битного цвета - это, несомненно, недостатки. Но король имеет право на слабости.


LIKE OFF 19/04.2000